Строительство и освящение каменного храма

Ревнуя о славе Божией, местные помещики надворный советник Федор Иванович Алябьев, подполковник Семен Андреевич Воронин и штабс-капитан Николай Александрович Шипилов, чьи вотчины находились в Арбузове, пришли к мысли не о ремонте ветхой церкви, а о сооружении нового каменного храма во имя Святой Троицы с приделами во имя Покрова Пресвятой Богородицы и великомученика Димитрия Солунского.

    
   Как и положено в таких случаях, они обратились с прошением к правящему архиерею. Так, история постройки каменного храма с колокольней, оградой и воротами, действующего в селе Арбузове ныне, начинается с прошения надворного советника Федора Ивановича Алябьева, подполковника Семена Андреевича Воронина и штабс капитана Николая Александровича Шипилова на имя Преосвящейшего Ксенофонта, епископа Владимирского и Суздальского о постройке каменного храма. Пожелтевшие архивные документы донесли до нас не только имена авторов, но и содержание прошения о постройке церкви 1805 г.

  f1.JPG 

«Великому господину Преосвященнейшему Ксенофонту Епископу Владимирскому и Суздальскому и Ордена Святой Анны первого класса кавалеру

  
Прошение

  
Владимирской округе в селе Арбузово в приходе коего имеются наши вотчины, находятся две деревянные церкви, 1-ая во имя Покрова Пресвятой Богородицы, в коей исправляются служения, и 2-ая Дмитриевская с колокольней, которая по ветхости назад тому лет пять запечатана, по чему мы желаем вместо означенной Покровской построить вновь каменную, настоящую холодную во имя Живоначальной Троицы с приделами по правую сторону теплым во имя Покрова Богородицы, а по левую во имя Великомученика Димитрия Солунского, означенную же запечатанную Димитриевскую с колокольнею употребить на обжиг кирпича, на что церковной суммы имеется наличными до двух тысяч рублей.
Того ради Вашего Преосвященства покорнейше просим в означенном сем Арбузове строить вновь каменную с приделами Церковь, а ветхую Дмитровскую с колокольней употребить на обжиг кирпича дозволить,
[нрзб.] окончания оной [нрзб.] дать для сбора от доброхотнодателей подоянии при [нрзб.]
книгу, на что и ожидаем Архипастырского разрешения — июля 26 дня 1805 года.
Прошению надворный советник Федор Иванов сын Альябьев руку приложил
Прошению подполковник Семен Андреев сын Воронин руку приложил
Прошению штабс капитан Николай Александров сын Шипилов руку приложил».

   
  На этом прошении преосвященнейший Ксенофонт, епископ Владимирский и Суздальский начертал следующую резолюцию:

«Справясь о подходящих по сему обстоятельствах, доложить».

      Наверное, навсегда останется загадкой, почему испрошено благословение «построить вновь каменную, настоящую холодную во имя Живоначальной Троицы» церковь.
   Возможно, это связано с тем, что на месяц июнь приходится празднование Дня Святой Троицы.
В резолюции преосвященного Ксенофонта предписано проверить обеспечение: «подходящими по сему обстоятельствами», в те времена таковыми считались наличие средств на строительство храма, удобного земельного участка, наличие способного для построения храма количества людей.  

  
В связи с данным прошением и резолюцией епископа Владимирской духовной консисторией был направлен указ благочинному священнику Федору Андрееву, в котором ему предписывалось доложить о наличии средств на строительство церкви и земельного участка для строительства. Указ был послан 4 августа 1805 г., и уже 1 сентября благочинный направил рапорт, в котором писал следующее:

 f2.JPG   
«Во Владимирскую духовную консисторию Благочинного владимирской округи села Ставрова священника Федора Андреева Рапортъ
Во исполнение присланного ко мне из оной консистории почтенно рапортую, что в селе Арбузове церковной суммы на лицо оказалось тысяча семьсот рублей, удобное место к построению каменной церкви есть. Сентябрь 7 дня 1805 года. Благочинный священник Федор Андреев».

   
О наличии способного для построения храма количества людей в селе Арбузове докладывал регистратор Чижов. Он сообщал:

   
«Во владимирскую духовную консисторию [текст утрачен]
в означенном селе Арбузове по разбору 484 года показано: приходских душ двести двадцать а по последний поданной благочиннической ведомости за 1-е 1804 года половину двести шестьдесят дворов в них мужского пола восемьсот пять душ. Регистратор Чижов».

   
Специальная комиссия духовной консистории, рассмотрев эти материалы, доложила преосвященному Ксенофонту, епископу Владимирскому и Суздальскому об обстоятельствах строительства храма следующее:

  f3.JPG 
«Великому господину преосвященнейшему Ксенофонту Епископу Владимирскому и Суздальскому и Кавалеру Владимирской духовной Консистории покорнейший доклад
Минувшего июля 24-го дня сего года резолюциею вашего преосвященства последовавшего по прошению надворного советника Федора Иванова сына Алябьева, подполковника Семена Андреева сына Воронина и штабс-капитана Николая Александрова сына Шипилова, о дозволении владимирской округи в селе Арбузово вместо деревянной ветхой димитровской церкви построить новую каменную настоящую во имя Живоначальной Троицы, с приделами Покрова Пресвятой Богородицы и великомученика Димитрия Солунского, предписано: справясь о подходящих по сему обстоятельствах доложить; вследствие чего на посланной из консистории к Ставровскому благочинному священнику Федору Андрееву об освидетельствовании в показанном селе Арбузове церковной суммы и есть ли способное для построения каменной церкви место, указ присланной от оного благочинного рапорт, и
[текст утрачен]
в консистории сколько в оном селе имеется приходских дворов и в них мужского пола душ, справка вашему преосвященству почтеннейше при семь представляется
Ректор Анатолий Архимандрит Боголюбский Проректор Никон Игумен [текст утрачен] Кафедрального Собора протоиерей Иоанн Авницкий Павел протоиерей Успенский Соборный иерей Иоанн Доброхотов»

    
Рассмотрев данный доклад, преосвященный епископ Ксенофонт начертал резолюцию о необходимости подготовки соответствующей грамоты на разрешение строительства церкви.
Вот содержание той грамоты, которая положила начало строительству и истории храма Святой Троицы села Арбузова.

  f4.JPG
«Божией Милостью
По благодати, дару и власти Всесвятаго и Животворящего Духа, данной нам от самого Великого Архиерея Господа и Бога нашего Иисуса Христа чрез святыя и священныя Его Апостолов и его наместники и крестники благословили по прошению надворного советника Федора Иванова сына Алябьева, подполковника Семена Андреева сына Воронина, штабс капитана Николая Александрова сына Шипилова вместо состоящей в Епархии нашей Владимирской округи в селе Арбузове деревянной ветхой Димитриевской церкви построить новую каменную во имя Живоначальной Троицы с приделами Покрова Пресвятой Богородицы и великомученика Димитрия Солунского, которую строить [текст утрачен] благословенная грамотой, рукою нашей подписанная и печатью утвержденная в богословенном граде Владимире. Лета мироздания 7313 [нрзб.] 1805 года месяца сентября 7-го дня».


Так началось строительство каменного храма, которое было завершено лишь через 24 года со дня Высокопреосвященнейшего благословения. Из содержания прошения можно сделать вывод, что кирпич для строительства храма обжигался здесь же, в Арбузове. Наличие в селе Арбузове промыслов по производству кирпича подтверждается рассказами старожилов, которые утверждают, что кирпич, производимый в Арбузове, поставлялся даже в Москву. По некоторым историческим сведениям, кирпичный завод имели братья Арбузовы, но связь их с селом Арбузовом нами пока не установлена. Инициаторы строительства нового, каменного Дома Господня пожелали сохранить память о святынях предыдущих церквей, прося благословения на устройство двух приделов  —  в честь великомученика Димитрия Солунского и Покрова Пресвятой Богородицы.

  
Архивные документы свидетельствуют, что приделы храма освящались по мере окончания их строительства и готовности к отправлению службы. Первые два придела, один во имя Покрова Пресвятой Богородицы и другой во имя великомученика Димитрия Солунского, были подготовлены к освящению через четыре года после выдачи храмозданной грамоты.

   
f5.JPGВ октябре 1809 г. священник села Арбузова Алексий Иванов сын Арбузов, помещики подполковник Семен Андреев сын Воронин и штабс-капитан Николай Александров сын Шипилов обратились к преосвященнейшему Ксенофонту с прошением об освящении двух новоустроенных приделов строящейся церкви. Вот содержание этого прошения.

   
«Великому Господину Преосвященнейшему Ксенофонту Епископу Владимирскому и Суздальскому и Кавалеру — Владимирской округи села Арбузово священника Алексея Иванова сына и помещиков подполковника Семена Андреева сына Воронина, и штабс-капитана и Кавалера Николая Александра сына Шипилова
Покорнейшее прошение
В созидаемой в оном селе вновь каменной во имя Святой Живоначальной Троицы церкви устроены два придела 1-й во имя Покрова Пресвятой Богородицы 2-ой во имя Димитрия Солунского, и церковным благолепием украшены. Посему Ваше Преосвященство Милостиваго Архипастыря покорнейше просим означенные два придела оного храма повелеть освятить благочинному Владимирской округи погоста Борисоглебского что в благочестивой волости священника Василия Львова выдать два атласные Антиминса, и о сем учинить резолюцию октября 20 дня 1809 года».

  
Епископ на вышеуказанном прошении начертал высочайшую резолюцию следующего содержания:

   «Новоустроенные два придела благославляю освятить [нрзб.] означенному благочинному Львову, по учинении надлежащих описей и рапортовать. На что заготовить грамоту и два Антиминса, представить к подписи с. года октября 20-дня».

   
Соответствующая грамота была заготовлена и подписана, и вот ее содержание:

   
f6.JPG«БОЖИЕЮ МИЛОСТЬЮ
По благодати Дару и власти Всесвятого и Живоначального Духа данной нам от Самого Великого Архиерея Господа Нашего Иисуса Христа чрез Святыя и Священныя Его Апостолов и их наместники и преемники благословили мы по прошению Епархии нашей владимирской округи села Арбузово Священника Алексея Иванова помещика подполковника Семена Андреевича Воронина и штабс капитана и кавалера Николая Алексеевича Шипилова новоустроенный в том селе Арбузово. Во имя Живоначальной Троицы церковь два придела 1-й во имя Покрова Пресвятой Богородицы 2-й — во имя великомученика Димитрия Солунского ежели они устроены по подобию прочих Святых церквей святыми иконами [текст утрачен] . По поводу сему выдать антиминсы благочинному Владимирской округи [текст утрачен] Борисоглебский что в благочиннической волости священнику Василию Львову установленной [текст утрачен] . Чего ради дана сия наша благославенная Грамота рукою нашею написанная и печатью утвержденная в богославенном граде Владимире в Архиерейском доме лета мироздания 7317 воплощение же Божие Слова 1809 октябрь 20-дня. Село Арбузово Священник Алексей Иванов. Грамоту от [нрзб.] расписался».

   
Так двести лет назад два придела нашего храма были освящены малым чином во имя Покрова Пресвятой Богородицы и во имя святого великомученика Димитрия Солунского. Об этом говорят приведенные архивные документы и сохранившийся до наших дней антиминс.

  
                                                            Антиминс

   
f7.JPGАнтиминс является самой важной святыней в любом храме. Слово «антиминс» греческое, означает «вместопрестолие», то есть священный предмет, который, заменяя собой престол, сам является престолом. Антиминс символизирует плащаницу (полотно), которой было обвито тело Христа при погребении. В антиминс зашивают часть святых мощей в память о том, что древние христиане совершали литургию на гробах святых мучеников. Появление антиминса связано с гонениями на христиан в древности, когда возникла необходимость в переносных престолах. С духовной точки зрения наличие движимого антиминса на неподвижном престоле означает, что на престоле незримо присутствует Своею благодатью Господь Бог. Он неотделим от Своего творения, но и не сливается, не смешивается с ним, а антиминс с изображением Христа, полагаемого во Гроб, свидетельствует, что мы поклоняемся престолу как Гробу Христову, потому что из него воссиял Источник на-шего воскресения.
Сохранившийся до наших дней антиминс, выданный для освящения придела Димитрия Солунского, представляет из себя шелковый плат с изображением положения во Гроб Христа Спасителя, орудий Его казни и четырех евангелистов по углам с символами этих евангелистов — тельцом, львом, человеком, орлом. Надпись на нем сообщает нам, что данный антиминс освящен в 1809 г. в городе Владимире для церкви Святой Троицы села Арбузова епископом Владимирским и Суздальским Ксенофонтом, ниже — подпись епископа.

    

С момента освящения приделов в них и в трапезной части храма начались богослужения, они не прекращались на протяжении двух веков.

  
   Летний (холодный) храм строился дольше. Возможно, строительство этой части храма ввиду наибольшей сложности затянулось по объективным причинам, а быть может, его приостановили во время войны 1812 г., как это было сделано почти во всех храмах, строившихся в тот период. Главный алтарь храма придела Святой Троицы был освящен архиерейским чином 180 лет назад по прошению коллежского асессора Василия Федоровича Алябьева, сына Ивана Федоровича, который начинал строительство храма вместе с помещиками Андреевым и Шипиловым. Освящение храма было совершено епископом Владимирским и Суздальским Парфением в 3-й день праздника Сошествия Святого Духа. Освящение состоялось с участием протоиерея Владимирского Успенского кафедрального собора Павла при священниках храма Святой Троицы Георгии Диомидовском, Андрее Арбузове и дьяконе Иоанне Покровском.
  f8.JPG В память об освящении храма был изготовлен памятный деревянный крест. Он — свидетель тех времен и событий — сохранился до наших дней. Вот что говорит нам надпись на памятном кресте:

  
Освятися храм сей во имя Святыя Живоначальныя Троицы в Царствование Благочестивейшего Государя Императора Николая Павловича и супруги Его Благочестивейшей Государыне Императрицы Александры Феодоровны, при Наследнике Его Благоверном Государе и Великом Князе Александре Николаевиче, при Благоверном Государе Великом Князе Константине Николаевиче, при Благоверном Государе Цесаревиче и Великом Князе Константине Павловиче, при Благоверном Государе и Великом Князе Михаиле Павловиче и супруги Его Благоверной Государыне и Великой Княгине Елене Павловне, при Благоверных Государынях Великих Княжнах Марии, Ольге, Александре Николаевнах, при Благоверных Государынях Великих Княжнах Марии, Елисавете, Екатерине Михайловнах, при Благоверной Государыне и Великой Княгине Марии Павловне и супруге Ея, при Благоверной Государыне и Великой Княгине Анне Павловне и супруге Ея, при Святейшем Правительствующем Синоде, по благословению Преосвященнейшего Парфения епископа Владимирского и Суздальского и Кавалера Владимирского Успенского Кафедрального Собора Протоиереем Павлом, при священниках храма сего Георгие Диомидовском и Андрее Арбузове и при диаконе Иоанне Покровском. Храм сей создан более трудами, попечением и иждивением Господина Коллежского Асессора Василия Феодоровича Алябьева 1829 года месяца мая в 3-й день в Сошествия Святого Духа….

  

f9.JPGСегодня трудно установить, где стояли деревянные храмы Покрова Пресвятой Богородицы и Димитрия Солунского, но для строительства нового каменного было выбрано место у дороги, на берегу реки Ильинки.
Церковь представляет собой трехчастный, бесстолпный одноглавый храм трапезного типа, композиция которого вытянута по оси восток — запад. Она выполнена в стиле классицизма, характерном для первой половины XIX в.

  
f10.jpgОснова композиции — «восьмерик на четверике». Двухсветный куб четверика, усложненный по южному и северному фасадам четырехколонными портиками с двухскатными фронтонами, несет высокий мощный объем четверика. Он перекрыт восьмилотковым сводом и увенчан одной главой на круглом световом барабане. Апсида низкая, полуциркульная. Пол в апсиде каменный, сложен из керамических плит. Лучковые оконные проемы имеют широкие откосы. В оконных деревянных рамах двойного заполнения f11.jpgустановлены металлические решетки. Стены храма покрыты штукатурным основанием под живопись. Свод в апсиде, переходящий в короб, сомкнут по четырем лоткам. Основной объем храма соединяется с апсидой трехарочным проемом, причем центральный проем больше боковых.
Трапезная представляет в плане прямоугольник и соединяется с основным объемом широким арочным проемом. Два столба, представляющие в плане квадрат, поддерживают коробовый свод трапезной с широкими распалубками. Стены покрыты штукатурным основанием под живопись.

f13.jpg  
  По центру западного фасада трапезной части расположена квадратная в плане пятиярусная колокольня с двумя боковыми помещениями в первом этаже. Первый ярус колокольни соединяется с трапезной прямоугольным дверным проемом. Двери двупольные, деревянные, филенчатые. Пол в первом ярусе колокольни сложен из ме-таллических плит. Стены покрыты штукатурным основанием под живопись. Три верхних яруса колокольни имеют широкие пролеты звонов, под последним ярусом расположен верхний полуярус с резонаторами. Колокольня завершена куполом со слуховыми окнами и увенчана высоким шпилем.

  
 f14.jpg  Декоративное убранство фасадов выполнено очень строго, в стиле классицизма. Стены основного храма, апсиды, светового барабана и трапезной части расчленены прямоугольными окнами без обрамлений. В центральной части верхнего яруса расположено «ампирное» окно. Все объемы храма завершены скромными карнизами, а колокольня завершена более пластично и богато. Углы трех верхних ярусов отмечены спаренными круглыми и плоскими пилястрами, и каждый ярус оканчивается фронтоном.
Храм выполнен из красного кирпича, кровля железная, колокольня и все ее детали, а также колонны портика обиты листовым железом. Пол выложен чугунными плитами размером 70×70 см.
f15.jpgС северной стороны церкви расположен погост. Церковь и погост обнесены металлической оградой с каменными столбами и воротами.

f16.jpg             f17.jpg