Время испытаний

Послереволюционные преобразования, значительно изменившие жизнь прихожан Троицкой церкви, самым серьезным образом затронули и их духовную жизнь, оказавшуюся под сильным влиянием антирелигиозной пропаганды. Вместе с тем сельчане трепетно относились к своему храму. Об этом свидетельствует то обстоятельство, что Троицкая церковь  в Арбузове оставалась действующей во все времена. Это результат героической борьбы прихожан с жестокой властью за свою святыню. Они объединились в религиозное общество и своими силами и средствами стали решать дела церкви, конечно, с учётом всех ограничений, которые ввела Протокол учредительного собранияновая власть.

  
Эти смелые люди провели учредительное собрание и создали религиозное общество в арбузовском приходе. Таким образом они, рискуя свободой, сохранили от разрушения и разграбления церковь, а людей — от разрушения их православных идеалов. На этом учредительном собрании был принят устав общества. Он определил основную цель общества — объединение граждан православного христианского исповедования.
Как и во всей стране, после Октябрьской революции начались гонения и притеснения служителей и прихожан храма в Арбузове.
Советская власть ввела запрет на церковный колокольный звон. В 1931 г. Ивановский облисполком также принял решение о запрете колокольного звона, но при Устав религиозного общества села Арбузовоэтом постановил, что снятие колоколов с храмов за ненадобностью в деле исполнения религиозных обрядов. Собинский райисполком, не дожидаясь особых указаний, немедленно принялся исполнять эти решения на вверенной территории. Священники о. Александр Тихонравов и о. Владимир Кутузов с прихожанами храма сопротивлялись этому, им удалось сохранить колокольный звон до 1935 г.

  
Завершив эту акцию, Собинский райисполком берётся за новую — запрещает хождение по домам болящих верующих с иконами для осуществления церковных треб. И опять церковный совет арбузовского прихода обращается в Ивановский облисполком и добивается отмены этого решения.

  
О трудностях того времени и о готовности священников выполнять свой долг, не щадя своей жизни, говорит следующий факт. В конце 90-х годов во время ремонтных работ в доме о. Александра Тихонравова под полом в тайнике была найдена серебряная дароносица, наполненная святыми Дарами, которые обычно употребляются для причащения болящих на дому. Таким образом, о. Александр, несмотря на все запреты со стороны богоборческой власти, был готов в любое время исполнить свою пастырскую обязанность — напутствовать святыми Тайнами больных и умирающих, рискуя своей свободой и жизнью.
В середине 30-х годов прошлого века по всей стране начинается изъятие церковных ценностей на нужды государства. Отец Александр Тихонравов и церковный совет всеми силами сопротивляются изъятию церковной утвари и драгоценных металлов. Прихожане неоднократно живым кольцом окружали храм и не пускали представителей власти в церковь.
Священник Владимир Ильич КутузовВстав на пути у властей, мешая им в реализации планов отвлечения советского народа от религии, священники и члены церковного совета каждый день рисковали своей свободой и жизнью. Такое упорство и сопротивление тогдашние власти не могли простить. 4 марта 1937 г. Были арестованы священники и некоторые члены церковного совета. В этот день в село явились работники Собинского НКВД и , арестовав второго священника В.И. Кутузова и члена церковного совета А. Ковалёву, привезли их райцентр. Не вернулся в этот день домой и настоятель храма отец Александр Тихонравов.

  
Священник Владимир Ильич КутузовПостановлением Особого Совещания при НКВД СССР оба священника за участие в контрреволюционной группе церковников были приговорены к заключению в исправительно-трудовом лагере сроком на 5 лет. Для священника В.И. Кутузова это был второй арест, а впереди его ждал третий. Священник А.В. Тихонравов не выдержал суровых условий лагеря и морального гнёта, заболел и умер в ссылке.

  
Что касается назначения нового священника, то в мае 1937 г. священником в храме Святой Троицы села Арбузова Собинского района Ивановской области стал Алексей Иванович Софийский. Он стал жить здесь же, в Арбузове, но 13 ноября 1937 г, в возрасте 69 лет был арестован и обвинён в антисоветской агитации.

  
Видимо, после ареста отца Алексея в храме долго не было священника. В учётной карточке, заведённой на арбузовскую церковь, 26 апреля 1936 г. появилась отметка, что церковь не функционирует в связи с отсутствием служителя культа.
Наиболее активными борцами за сохранение храма, торжество православной веры и защитниками священнослужителей были Владимир Константинович Крашенинников, Татьяна Семёновна Ковалёва и Евдокия Максимовна Степанова. Конечно, такая активность для новых властей не могла остаться безнаказанной. Все трое были арестованы.

  
«Ковалёва Татьяна Семёновна, 1867 года рождения, уроженка д. Юловка Горьковской области. На момент ареста проживала в д. Вышманово арбузовского прихода Собинского района. Занимала должность церковного сторожа. Арестована 19.03.1937 г. Осуждена на 5 лет ссылки». На момент ареста ей было уже 70 лет, а впереди её ждали жуткие 5 лет ссылки.

  
«Степанова Евдокия (Авдотья) Максимовна 1875 г., родилась и проживала в д. Корчагино Собинского района. Член церковного Совета. Арестована 03.04.1937 г. Осуждена на 7 лет лишения свободы». Авдотья Максимовна была самой молодой из всех арестованных арбузовских представителей церковного совета — ей было 62 года.

  
«Крашенинников Владимир Константинович 1871 года рождения, родился и проживал в с. Арбузово Собинского района. Арестован 22.01.1938г. Осуждён на 7 лет лишения свободы». Все протесты, обращения подписывались им. Он, бывший рабочий, пенсионер и инвалид, несмотря на свой преклонный возраст, не мог наблюдать за тем, как пытались разорить, а вероятно, и разрушить храм, в котором он был крещён и обвенчан, в котором он молился на протяжении всей жизни.

Оставьте комментарий!

Оставьте коментарий!

Вы дожны быть залогиннены чтобы оставлять комментарии.