Воплощенное виденье…

1
     Кто же из образованных людей не слышал об Оптиной пустыни? Засияв старчеством в XIX веке, она становится духовным родником России, где были многие из выдающихся писателей и мыслителей. Они находили там утешение и новые силы для дальнейшей жизни. Св. отцы считали, что силу ум черпает в сердце. Правильное познание бытия возможно только цельному человеку, у которого силы души находятся в гармонии, когда чувства, ум и воля сбалансированы и скоординированы. Но такая гармония в душе возможна только при одном условии — если душа освящается благодатию Божией.  Западная философская традиция глубоко еретична. Это попытка оторвать творение (т. е. человека) от Творца, замкнуть его во времени, лишить тем самым человека личного бессмертия, уничтожить врожденную потребность каждой личности — богодарованное стремление к Вечности. В таких условиях рождается атеизм, т. е. антихристианство, основанное на рационализме. В Россию западничество ворвалось через открытое Петром I окно в Европу. И Оптина пустынь встала на пути расчеловечения, старцы напомнили забытый путь богопознания и богообщения, путь умного внутреннего делания. Славянофилы, их идеология во многом связана с заветами оптинских старцев.
Хотела ли я там побывать? Обязательно! Но здоровье подвело, своим ходом уже никуда не поднимусь, поэтому предложение Арбузовской общины совершить паломническую поездку  в Оптину пустынь восприняла как чудо, посланное Богом. Что я хотела там увидеть или почувствовать, не знаю, даже почитать об истории этого места мне не удалось перед поездкой, всё было как с чистого листа.
«Оптина Пустынь особенным образом имела неразрывную связь с русской культурой XIX — начала XX веков. Огромное количество богомольцев разного возраста, звания и образования стремились именно в Оптину. А между тем перед октябрьским переворотом 1917 г. в Российской Империи было более 1000 монастырей, около 100 тыс. храмов, т. е. храмы и монастыри были всюду. Но огромный поток богомольцев, минуя «свои» храмы, устремлялся в далекую Оптину, испытывая подчас немалые трудности далекого путешествия. Оптина располагается приблизительно в 300 км от Москвы, а от С.-Петербурга и Киева гораздо дальше. Железная дорога в Козельск появилась лишь в начале XX века, да и до сих пор нет прямого железнодорожного сообщения г. Козельска с Москвой, отчего дорога в Оптину и поныне имеет немалые трудности. Но поток богомольцев не иссякает». Эти строки, взятые сайта монастыря, верны. Нам тоже пришлось постоять в пробках, дорога заняла гораздо больше времени, чем мы рассчитывали.
Первая наша остановка была  в Свято-Тихоновой пустыни. Основана обитель Тихонова пустынь (Калужская область) в XV веке преподобным Тихоном. Его именовали и чудотворцем. Он принял монашеский постриг, но больше любил уединение, а потому ушел жить в глухом лесу. По преданию, он поселился в огромном дупле дуба и питался корешками, а также дикими плодами. Вокруг него постепенно собирались люди, праведники, ищущие истину. Они обрабатывали землю и ютились в маленьких хижинах. Жили они в большой бедности, так как неплодородные участки давали небольшой урожай. Однажды произошло чудо, которое легло в основу строительства монастыря. Святой встретил князя, который охотился в тех местах. Князь замахнулся на Тихона плетью, но рука его онемела. Лишь когда он попросил у святого прощения, тот молитвами послал ему исцеление. После этого князь внес крупное пожертвование, которое и легло в основу строительства в 1485 году. Умер чудотворец Тихон в 1492 году и был похоронен в деревянном соборе. Обитель пережила взлеты и разорения, в 19 веке она была под покровительством Оптиной пустыни, но в советское время разорена, её возрождение началось в 1991году. Здесь есть чудесный источник, по молитвам многие получают исцеления.
И вот Оптина Пустынь. Поселили нас в доме паломников, и мы пошли  осматривать монастырь. В настоящее время в Оптиной пустыни восемь действующих храмов: Введенский, Казанский, Владимирский и Преображенский всегда открыты. Всем желающим благословляется свободный вход и доступ к святыням: чтимым иконам и св. мощам преподобных отцев и Старцев Оптинских. О них можно почитать на сайте монастыря. Мне довелось побывать в трех: Слушать удивительную службу в исполнении двух мужских хоров в храме в честь Казанской иконы Божией Матери. Это самый большой храм обители. В нем ежедневно совершаются поздняя Литургия и вечернее богослужение. В воскресные и праздничные дни — всенощные бдения и поздние Литургии. А утром следующего дня были на утренней службе в главном храме обители (построен в 1750–1771 гг.), освящен в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы.  Престолы: главный — Введения во Храм Пресвятой Богородицы; северный — преп. Амвросия старца Оптинского; южный — Святителя Николая Чудотворца. Святыни: в храме находятся св. мощи преподобных Амвросия и Нектария старцев Оптинских, а также особо почитаемая Казанская икона Божией Матери. Не знаю, кто создал копию Рублевской Троицы, но она есть в храме, ей благоговейно поклоняются удивленные паломники. К сожалению, не осмотрела новый храм в честь Преображения Господня, в храме ежедневно совершаются заказные молебны святым с водосвятием. В этом храме можно набрать святой воды, чем мы и воспользовались. Там же продаются емкости под святую воду. Третий храм тоже новый, он открыт в 2008 году. Это часовня на месте погребения убиенных оптинских братий: иеромонаха Василия, иноков Трофима и Ферапонта. Они погибли в 1993 году от рук сатаниста в пасхальную ночь… Отец Владимир отслужил заупокойную литию по новомученникам.
Мы посетили также  Спаса Нерукотворного пустынь в селе Клыково, узнали о матушке Сепфоре, в Казанской Амвросиевской пустыни (неофициальное название Ша́мординский монастырь) некоторые паломники вновь совершили омовение в святом источнике. В Шамординском монастыре  в главном храме чудные иконы Божьей Матери, выполненные мастерицами монастыря. Это настоящие шедевры прикладного искусства, которыми можно и любоваться и благоговейно прикладываться!
Огромная благодарность отцу Владимиру, всем, кто организовал эту поездку, за то, что еще одна мечта воплотилась в жизнь. Теплая атмосфера, чай из самовара на природе, забота друг о друге, новые рецепты постных блюд  и даже новые растения в монастырских садах, и это всё для души. Два дня настоящего «душевного санатория».
DSCN0705DSCN0713DSCN0716 DSCN0744DSCN0756DSCN0765

Оставьте комментарий!

Оставьте коментарий!

Вы дожны быть залогиннены чтобы оставлять комментарии.