Cоборное богослужение в храме «Державной иконы Божией Матери» г. Собинка в день празднования памяти святого апостола Андрея Первозванного

       13 декабря в день празднования памяти святого апостола Андрея Первозванного состоялось соборное богослужение в храме «Державной иконы Божией Матери» г. Собинка. Нашему батюшке было благословение произнести проповедь. Он выбрал тему: «Послушание ради Бога — признак правильного духовного развития».
     Послушание – признак правильного духовного устроения. «Смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Филип. 2, 8).
     Эти великие и часто произносимые в святом храме слова ап. Павла сказаны о Господе нашем Иисусе Христе. Он явил величайшее послушание Отцу Своему Небесному через Свое воплощение, Евангельскую проповедь, essayson-line.com неисчислимые чудеса исцеления, воскрешения, через крестные страдания и смерть, тридневное воскресение и одесную Бога седения. «Ибо, Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Мя Отца» (Ин. 6, 38).
     Именно послушание Пресвятой Богородицы, покорность воле Божией выразилось в словах  благовестнику архангелу Гавриилу: «Се раба Господня, да будет Мне по слову твоему» — и это стало моментом зачатия Ею Сына Божия, что явилось главизной нашего спасения.  
     После сошествия Святого Духа Христовы апостолы разошлись по всей вселенной, выполняя послушание: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се Я с вами во вся дни до скончания века. Аминь» (Ин. 28, 19-20).
     Среди  Христовых учеников и ныне празднуемый апостол Андрей Первозванный. Выполняя послушание своего Божественного учителя, он отправился с проповедью в восточные страны. Прошел Малую Азию, дошел до Дуная, прошел побережье Черного моря, Крым и по Днепру поднялся до места, где стоит теперь город  Киев. Там он произнес пророческие слова: «На этих горах воссияет благодать Божия, будет великий город и Бог воздвигнет много церквей». На своем пути Первозванный апостол претерпел много печалей, мук от язычников: его изгоняли из городов, избивали, побивали камнями. Но он неустанно нес людям проповедь о Спасителе. По его молитвам совершались многие чудеса и исцеления. Уверовавшие крестились и возникали христианские Церкви. Окончил земную жизнь апостол мученической смертью на кресте подобно Христу Спасителю «даже до смерти, смерти же крестной».
      Как мы видим вся жизнь Церкви основана на послушании. «Без всякого прекословия меньший благословляется большим». (Ев. 7. 7). Даже можно сказать так: послушание – это признак правильного духовного устроения. Преп. Силуан Афонский говорит: «Послушанием хранится человек от гордости, за послушание дается молитва; за послушание дается и благодать Святого Духа. Вот почему послушание выше поста и молитвы». Эту истину можно подкрепить примерами.
      В житии преп. Симеона Столпника повествуется о его вышеестественных подвигах. Первый столп, который он построил, был высотой 4 метра с маленькой кельей на вершине для молитвы. До него никто подобные подвиги не совершал. Отцы пустынники, узнав о таких особых подвигах, решили испытать нового подвижника и узнать, угодны ли Богу его непомерные труды. Они отправили к нему своих посланцев, которые должны были от имени отцов приказать преп. Симеону сойти со столпа. В случае неповиновения они должны были насильно стащить его на землю. А если он проявит покорность, им поручено было от имени отцов благословить его на продолжение подвига. Преподобный проявил полное послушание и глубокое христианское смирение.
Другой пример – это общеизвестный пример непослушания. Во время игуменства преподобного Никона (конец 11-го нач. 12 века) был в Киево- Печерском святом монастыре брат, именем Никита. Он начал просить игумена, благословить ему подвизаться наедине, войдя в затвор. Игумен препятствовал этому, говоря:   «Свыше сил желание твое. Берегись, чадо, чтоб, превозносясь, не ниспасть; я повелеваю тебе служить лучше братии, и за послушание твое ты будешь увенчан от Бога». Никита же никак не мог послушаться слов игумена,   и сделал то, что замыслил. Затворился, крепко заградил дверь, и пребывал наедине, в молитве, не выходя. Но уже через несколько дней не избежал   диавольских сетей. Во время пения своего, услышал он голос, молящийся вместе с ним и обонял несказанное благоухание. И, прельстившись этим, сказал себе: «Если б не был это ангел, то он не молился бы со мной, и не было бы здесь обоняния Святого Духа».   И пред ним стал бес в образе ангела. Никита же пал ниц и поклонился ему, как ангелу, и сказал ему бес: «С этих пор ты уже больше не молись, но читай книги, и так ты будешь беседовать с Богом, — и подавай полезные слова приходящим к тебе. Я же всегда буду молить Творца всех о спасении твоем». Поверив этим словам, еще больше прельстился затворник, и уже больше не молился, но прилежал чтению книг и видел постоянно беса, молящегося о нем, и радовался, думая, что ангел творит за него молитву. Много он беседовал с приходящими к нему, из Писаний, о пользе души. Начал он и пророчествовать, и шла о нем великая слава, так что все дивились, как сбываются слова его. Никто не мог состязаться с ним в книгах Ветхого Завета, ибо он знал наизусть.     Евангельских же и апостольских святых книг,   — никогда не хотел видеть, или слышать, не только что читать, и не позволял беседовать с собой из Нового завета. Потому все понимали, что он прельщен врагом. Встревоженные тем, пришли к прельщенному преподобные отцы.   Все они, сияющие добродетелями, придя, сотворили молитву к Богу о Никите и отогнали от него беса, так что он больше не видал его. Тогда, придя в себя молитвами преподобных отцов, он исповедал великий свой грех и горько оплакивал его, и принял на себя великое воздержание и послушание, начав чистое и смиренное житие, так что он превзошел всех добродетелью.   За многую любовь к хранению всех заповедей, Господь сделал его пастырем словесного Своего стада, возведя на престол епископства Новгородского. 
     Но мне могут возразить – сейчас не то время. Это раньше были святые люди, подвижники – вот их и надо было слушать и спасаться их наставлениями. А сейчас! Где эти святые? Так и вспоминаются слова ап. Павла: «В последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся».  Кого же слушаться? Дело в том, что все эти грехи и страсти, которые перечисляет ап. Павел в той или иной мере касаются каждого из нас. Поэтому важно их увидеть в себе и осудить, а другого человека оправдать. Тогда, осознавая свои собственные грехи, легче проявлять послушание.
     В истории Церкви есть много примеров, когда ученики доверились своим нерадивым наставникам и не осуждали их, но повиновались им ради Господа и сами спаслись и часто служили спасению своих наставников. Вот один из них.
Был один старец. Он жил за пределами Александрии, в тех келиях, что называют пустынническими. А старец был человеком гневливым и малодушным. Один молодой брат услышал о нем и дал завет Богу: «Господи, за все, что я творил в миру, пойду и буду жить у этого старца, буду работать и заботиться о нем». Каждый день старец обходился с ним, как с собакой. Но Бог увидел смирение и терпение брата. Через шесть лет послушания у старца юноше явился во сне некто держащий в руке длинный свиток. Половина свитка была затерта, а половина еще оставалась исписанной. Он показал свиток брату и говорит: – Половину долга отпустил тебе Владыка Господь. Позаботься и о прочем. А рядом с ним жил другой старец, человек духовный, и он знал всю историю брата. Он часто слышал, как старец выходит из себя и без причины оскорбляет брата, как брат кладет ему поклоны, а старец не смягчается. Всякий раз, встречая брата, этот духовный старец спрашивал его:
– Ну что, чадо, как прошел день? Что мы сегодня заработали? Много ли стерли из свитка? Когда же, изредка, бывал день, что старец не ругал ученика, не оскорблял его и не гнал прочь, вечером брат приходил к соседу и с плачем говорил: – Беда, авва, сегодня у меня плохой день. Ничего я сегодня не заработал и весь день провел в праздности… Прошло еще шесть лет, и брат почил. А духовному старцу, его соседу, было видение. Он увидел, что брат находится посреди мучеников и с великим дерзновением молит Бога о своем старце: «Господи, как ради него Ты помиловал меня, так и его помилуй ради многих Твоих щедрот и ради меня, раба Твоего». И через сорок дней Господь взял к Себе в место упокоения и самого старца. Вот какое дерзновение обретают пред Богом те, кто терпит скорби.
     Не будем же дорогие братия и сестры злословить и осуждать своих наставников, начальников, правителей, тем паче церковное священноначалие – настоятелей, благочинных, епископов и наипаче патриарха. Будем искренно и усердно молиться о них Богу, проявлять истинное послушание им ради Бога и Господь помилует всех нас. Аминь.

 

Оставьте комментарий!

Оставьте коментарий!

Вы дожны быть залогиннены чтобы оставлять комментарии.