Беседа с настоятелем Храма о исповеди

Настоятель нашего храма отец Владимир восьмого марта 2011 года провел заключительную беседу с прихожанами на тему «О исповеди».

  
Период Великого поста располагает к исповеди. Это то время, когда надо молить Господа о даче возможности увидеть свои грехи. Некоторые православные люди реально не видят и не осознают своих грехов, кто-то видит их, но не знает, как их исправить. А Господь ждет нашего покаяния, ждет избавления каждого от своих грехов.

  
Душа человека как большой город, в котором есть и хорошее, и плохое. Грехи в душе прячутся до поры до времени, временами всплывая на поверхность. Наша задача — увидеть свой грех, раскаяться, поставить греху преграду. Святитель Тихон Задонский сравнивал душу человеческую с колодцем, который надо периодически чистить от скапливающейся на дне грязи. Иначе повороши грязь палкой, она и поднимется со дна. Для души палкой является искушение.
Человеку важно познать себя, иначе нельзя исправиться. В познании помогает искушение. Первая реакция души на искушение и есть наш всплывший грех.

  
Было бы хорошо на исповеди описать момент, когда возникает грех (раздражение, гордость и прочее). Если при искушении нет сразу же его отторжения, то грех сидит в человеке (например, по телевизору показывают развратный фильм и человек смотрит его, а не выключает телевизор).

Наше мышление помогает нам познать себя, мир, Бога. В мыслях человека протекает вторая жизнь. Причем добрые помыслы идут к нам от Бога, злые — от бесов. Лукавый дух, будучи умом бестелесным, не может прельщать наши души, иначе как через наши мечтания и помыслы. Сначала бес наводит прилог в виде мысли или образа предмета. Сам по себе прилог безгрешен, но если ум человека не опытен, то может привести себя к греховным мыслям. Греховная мысль может привести к страстям, а страсть — к падению.

    
У греха большой период его рождения. При появлении мысли надо определить, что это за мысль. Греховную мысль надо остановить, например, чтением Иисусовой молитвы. Если греховная мысль не остановлена, а зарождается мысленная беседа с образом прилога, может возникнуть сосложение, то есть согласие с греховным образом, соединенное с услаждением, что вызывает пленение души.

   
В конце 136-го псалма есть строки:
«Дочь Вавилона, опустошительница! Блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам! Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень»
Греховные мысли-младенцы надо убивать в начале их рождения. Благочестивая жизнь заключается не только в неделании зла, но и в неимении греховных помыслов.

   
В религиозной литературе встречается оборот — «достигать бесстрастия». Страсть — это извращение природных сил. Бог дал человеку способности во благо. Но по жизни этого не происходит. Например, человек должен питаться для поддержания своих сил. Но когда естественная потребность в пище перерастает в пристрастие к еде — чревоугодию — это плохо. Другой пример. Для человека естественно желание иметь доброе имя в обществе, оберегать его от хулы. Но если на этом пути возникает желание поклонения своему имени в обществе, похвалы, славословия, то естественное перерастает в греховное, в тщеславие.

   
Богом человеку дана внутренняя сила характера для борьбы с невидимыми врагами. Но временами эта сила направляется на людей в виде гневливости, раздражительности, а не на своих невидимых врагов.
Грехи есть злоупотребление человеком внутренними силами, данные Богом. Фактически происходит нарушение природы человека, данной Богом.

   
При выходе души из тела человека душа остается одна со своими страстями, без проводника страстей — тела. Место, где нет удовлетворения своих страстей для души — ад, особенно для таких страстей как пьянство, наркомания, пристрастие к азартным играм. Ад — мучение для души.

   
Страсти могут прятаться. Временами их можно принять за добродетели. Например, в коллективе есть человек с набором хороших качеств. Но его поведение мотивировано не добродетелью, а тщеславием — как бы другие не подумали о нем плохо. То есть, хорошим двигает тщеславие.
Таким образом, бесстрастие — это не безразличие, а отсутствие страстей и наличие добродетелей.

   
Итак, все христиане непременно должны бороться со своими страстями. Для того чтобы начать эту борьбу, нужно сначала свои страсти распознать. Из всего, что было сказано, мы видим, насколько тонкими и незаметными могут быть в человеке действия страстей. Поэтому для того, чтобы распознать страсти, от нас требуется внимательная христианская жизнь — мы должны не спать, но духовно бодрствовать. По словам святителя Игнатия, «только истинный христианин, постоянно внимающий себе, поучающийся в Законе Господнем день и ночь, старающийся исполнять Евангельские заповеди со всею тщательностью, может увидеть свои страсти».

 


Постараемся же быть внимательными к своей духовной жизни, братия и сестры! Будем смотреть в глубину своего сердца, будем внимательно наблюдать, что происходит и какие причины побуждают нас к той или иной деятельности. Ибо только в этом случае мы сможем увидеть тайные болезни нашей души, а увидев их, сотворить с ними брань и победить. Аминь.

Оставьте комментарий!

Оставьте коментарий!

Вы дожны быть залогиннены чтобы оставлять комментарии.