Проповедь, произнесенная в Кремле на Патриаршей службе протоиереем Владимиром Трухачевым

foto-3.jpg28 июня 2010 года, в день памяти святителя Ионы, митрополита Московского и всея России, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля.
Его Святейшеству сослужили архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, благочинный Центрального округа г. Москвы протоиерей Владимир Диваков и клирики Владимирской епархии.


На богослужении присутствовали губернатор Владимирской области Н.В. Виноградов, мэр г. Владимира А.П. Рыбаков, представители администрации области, миряне Владимирской епархии.
По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл совершил славление и поклонился мощам святителя Ионы.

   
Проповедь,
произнесенная в Кремле на Патриаршей службе в день памяти святителя Ионы, митрополита Московского и всея Руси 28 июня 2010 года настоятелем Свято-Троицкого храма с. Арбузово протоиереем Владимиром Трухачевым.

   
Каждый православный человек с благоговейным страхом и трепетом входит в этот древний собор, под эти величественные своды. За прошедшие века этот собор был свидетелем многих великих событий и жеfoto-1.jpgстоких потрясений. Здесь совершались поставления митрополитов и патриархов Московских и всея Руси, помазания на царство благоверных царей, здесь совершались великие знамения и чудеса — слепые прозревали, хромые исправлялись, бесы изгонялись. С этого святого амвона проповедовали святые угодники Божии, прославленные во всей вселенной. Зачитывались послания первосвятителя, которые доходили до слуха каждого соотечественника. Бесстрашно обличались цари и владыки за свои злодеяния. Этот собор видел и разорения Москвы и кремля, поругания и осквернения святынь, предательства и смуты, сбрасывания крестов, колоколов и водружение чуждых для православия символов.
Все эти события вкупе свидетельствуют о том, что Господь Бог не оставил русский народ. Что совершается Божественный спасительный промысл о каждом человеке, живущем на этой святой земле. Что Господь ищет нашего спасения, ищет нашего совершенства, чтобы каждый из нас сделался способным принять от Бога величайшие духовные дары здесь и блаженство в вечности.
После семидесяти лет безбожия и атеизма за последние 20-ть лет много людей обратилось к Богу, но мало кто стремится к истинному благочестию. Большинство ограничивается внешней, обрядовой стороной — покрестить детей, повесить дома иконы, поставить в праздник свечи. Этого ли ждет от нас Господь? НЕТ! Господь ждет от нас совершенства. «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф, 5. 48).
«Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа, да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь!» (Евр. 13, 20-21).
Этими словами сегодняшнего апостольского чтения святой Павел нас поучает, что настоящее добро — это исполнение воли Божией. Совершенствование в этом добре беспредельно и оно совершается через Господа нашего Иисуса Христа, Пастыря великого завета вечного, Который Сам сказал: «Ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин,15, 5), т. е. ничего, поистине доброго, что может иметь для души вечную ценность.
В Евангелии Господь многократно обличал книжников и фарисеев за внешнее благочестие, за лицемерие. Хотя они и творили много добрых дел, но на показ, чтобы показаться праведными перед людьми. А своим последователям в нагорной проповеди указал, как нужно творить добрые дела: «Когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры, чтобы прославляли их люди. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая твоя рука не знает, что делает правая. Чтобы милостыня твоя была втайне. И Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф 6, 2-4).
Молитва, милостыня, пост и другие дела христианские должны совершаться не на показ, не для отчета, а из глубины верующего сердца, исполняя Божественную заповедь, вменяя себе в обязанность, а не в заслугу. В тайне даже от себя. Не говорить об этих делах, чтобы не вызвать льстивых похвал, не вспоминать, чтобы не возгордиться.
Святитель Тихон Задонский поучает: «Из познания духовности существа Божия следует, что человек должен почитать Его не вещественно, не золотом или серебром или другими ценностями, не выбором пищи и одеяния или видимыми церемониями только, но духом, то есть страхом, любовью, смирением, терпением, покорением своей воли воле Его и прочими делами, Им заповеданными. Такие жертвы угодны Ему. Дух почитается Духом. Богу неприятно все внешнее и вещественное без внутреннего духа.
Святитель Феофан Затворник толкуя слова апостола пишет: «Кто такие «имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2 Тим. 3, 5). Это те, кто соблюдают все внешние порядки благочестивой жизни, но не имеют достаточно крепкой воли, чтобы и внутренние свои расположения хранить в соответствии с истинным благочестием. Они охотно идут в храм и охотно стоят там, но не прилагают усилий, чтобы и умом неотступно стоять перед Богом. Они благоговейно припадают к нему, а помолившись немного, отпускают поводья ума, и он парит, обтекая весь мир. И выходит по внешнему положению они в храме, по внутреннему состоянию — их там нет. Остался один образ благочестия — а силы его нет.
Господь осудилfoto-4.jpg смоковницу на бесплодие за то, что по виду она была так покрыта листьями, что следовало быть на ней и плодам, которых, однако, не оказалось. В применение к жизни христианской листья означают внешние дела благочестия и внешние подвиги, а плоды — внутренние состояния. По закону так: внешние дела должны исходить из внутренних состояний. По снисхождению к немощам, по крайней мере, склонности должны развиваться вместе с делами. Если же дела есть, а склонностей нет и в зародыше, — от этого происходит лживость жизни, которая состоит в том, чтобы казаться, но не быть. В начале, может быть, и нет этого несчастного настроения в мысли, а потом оно незаметно появляется и определяет собой строй жизни. У того, кто обращает слишком большое внимание на внешнее и пристрастится к нему, ослабевает внимание к сердцу, глохнут духовные чувства и водворяется холодность. На этом уровне замирает духовная жизнь, остается видимость благочестия — без силы его. Поведение внешне исправно, а внутри все наоборот. Следствие этого — духовное бесплодие: совершаются дела, но все они мертвые».
Сегодня святая церковь торжественно празднует память святителя Ионы, митрополита Московского и всея Руси чудотворца. Из его жития мы узнаем, что он с младенчества был наставлен истинному благочестию, а в 12-ть лет уже принял иноческий образ в одной из обителей костромской губернии. Через некоторое время он перешел в Москву в Симонов монастырь, где проходил разные послушания, всецело предаваясь трудам и подвигам духовной жизни. Он принадлежал к числу тех иноков, которые ревновали о сохранении в обители ее первоначальных уставов и за всякое отступление от них смело говорили правду своим настоятелям, хотя немало терпели за то скорбей и гонений. Сохранился рассказ, что однажды, когда Иона нес послушание в пекарне, митр. Фотий, посетил монастырь и, обходя монастырские службы, зашел в пекарню и увидел Иону, спавшего от усталости. По-нашему скандал. А святитель Фотий — грек, до своего поставления подвизался отшельником под руководством известного тогда старца Акакия, Даже не велел его будить. Посмотрел на него внимательно, не только на внешнее. Увидел, что он спит не по лености, а от ревностных трудов. Заметил, что персты правой его руки сложены для благословения. И произнес предсказание: «Поймите дети, что инок Иона будет великим святителем в земле русской и многих неверных обратит к Богу и просветит святым крещением, а, наконец, сделается пастырем и учителем самому царствующему граду Москве».
Первая часть этого предсказания вскоре исполнилась. Сам свят. Фотий возвел Иону в сан епископа Рязанского и Муромского, дав ему огромную возможность миссионерских трудов. Многих идолопоклонников он привел в истинную веру и просветил св. крещением. Примерно через двадцать лет после епископской хиротонии исполнилась и вторая часть предсказания. Свят. Иона стал первым митрополитом, посвященным российскими архиереями по благословению от апостольского константинопольского престола.
Вступив на престол Российской митрополии, святой Иона еще более усилил свои подвиги, прилагая труды к трудам и главное, заботясь о том, чтобы повсюду утвердить истинное благочестие. Он непрестанно поучал пасомых, посылал послания, посещал отдаленные епархии. Как истинный пастырь он утверждал православие, имел великую заботу о том, чтобы соблюсти невредимою врученную ему Богом паству. Святитель Иона сподобился получить от Бога дар чудотворения: исцелять недуги и предсказывать будущее.
Обремененный такими великими заботами, он не забывал благотворения. В житие описан следующий случай, показывающий, с каким вниманием и строгостью он относился к выполнению этой заповеди.
У митрополита был инок Пимен, которому был поручен погреб и поставлена обязанность кормить и поить нищих и больных. Однажды он отогнал вдову, которая по болезни просила меду. Вдова ушла со скорбию. Узнав об этом, святитель Божий, призвав Пимена, сказал: «Брат! Не знаешь, какую вдову оскорбил. Она угодница Божия. За это Бог наказывает тебя смертию. Пойди, покайся в грехах своих, т. к. настало время тебе умереть», Повелел св. Иона духовнику постричь его в схиму и в день пострига он скончался.
Из этого приfoto-2.jpgмера мы видим, что у Божьего угодника свят. Ионы совершенно реальное восприятие действительности: жизнь — это исполнение Божественной заповеди, стремление к истинному благочестию, внешнее, ложное благочестие приводит к смерти, что и случилось с иноком Пименом.
Для всех нас это урок. Молитвами святителя Ионы будем стремиться к истинному благочестию. Если мы в храме, будем кланяться Богу духом и истиною, если мы дома, будем молиться со страхом и трепетом и не будем забывать благотворения. Как говорит св. апост. Иаков: «Чистое и непорочное благочестие перед Богом и Отцем есть то, чтобы презирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира» (Иак. 1, 27). Аминь.

Оставьте комментарий!

Оставьте коментарий!

Вы дожны быть залогиннены чтобы оставлять комментарии.