Путешествие по древней Костромской земле

Благодатно воздействуют на паломников и укрепляют в вере совместные поездки по святым местам с настоятелем Свято — Троицкого храма села Арбузова отцом Владимиром. Вот уж действительно дух единения и молитвенный настрой испытали те, кто отправился в путешествие на древнюю костромскую землю в один из знойных июльских дней.
Ранняя совместная утренняя молитва в автобусе, желание посетить «колыбель дома Романовых» — Ипатьевский монастырь, соприкоснуться с историей помогли сократить расстояние — дорога не показалась долгой и обременительной. И вот паломников встретила древняя Кострома, расположенная на берегу реки Волги. На красивейшем мысу у места впадения реки Костромы в Волгу открылся вид Ипатьевского монастыря, основанного в первой половине XIV века по преданию татарским мурзой Четом, бежавшим из Золотой Орды с мыслью поступить на службу к князю Ивану Калите. Будто бы на том самом месте, где ныне расположена Ипатьевская обитель, беглец сильно занемог, и явившаяся ему в окружении апостола Филиппа и святителя Ипатия Богородица пообещала исцеление. В благодарность за избавление от болезни Чет, принявший в крещении имя Захария, испросил разрешения у Ивана Калиты основать монастырь. Разрешение было получено. Захария стал родоначальником известных русских фамилий Сабуровых, Шеиных, Вельяминовых-Зерновых, Годуновых. Именно с посещения монастыря и рассказа экскурсовода началось знакомство с костромской землёй.
Много интересного узнали и увидели паломники. Истинный расцвет монастыря начался во второй половине XVI века, связан он был с именем Дмитрия Ивановича Годунова, родного дяди Бориса Годунова. Более 30 лет неустанно радел он о родной обители. Каменное строительство, преобразившее монастырь, велось на его деньги. Благодаря ему к концу XVI века монастырь превратился в крупнейшего и богатейшего землевладельца, став обладателем удивительного собрания иконописи, церковной утвари, облачений, шитья, ценных рукописей. А потом была Смута. В начале 1609 г. в Костроме вспыхнуло восстание против Лжедмитрия II . В начале 1613 года в монастыре скрывались от польских отрядов старица Марфа (Романова) со своим сыном Михаилом. Именно здесь произошло призвание на царство Михаила Фёдоровича Романова, открывшее новую страницу в истории России.
Представители царствующей династии с лёгкой руки царя Михаила не оставляли своими заботами «колыбель дома Романовых» — именно такое название получил монастырь в XIX веке.
Традицию посещения Ипатьевской обители российскими самодержцами ввела Екатерина II, навестившая её 14 мая 1767 года и пожертвовавшая 3000 рублей на её благоустройство. В 1834 году в Ипатьевском монастыре встречали Николая I, в 1858 году — Александра II, в 1881 году — Александра III, а 1913 году — Николая II. Особенно значимы для обители были первый и последний визиты.
В 1832 году Николай I утвердил план генеральной реконструкции монастыря, а в 1913 году Ипатьевский монастырь стал «идеологическим» центром празднеств по случаю 300-летия Дома Романовых.
Но спустя четыре года Российская империя рухнула. В 1919 году большевики «расформировали» обитель, позднее жестоко ограбили, а в 1032 году уничтожили собор Рождества Богородицы. С 1958 года на его территории был историко-архитектурный музей — заповедник. Лишь только в 2004 году Ипатьевский монастырь возвращён церкви.
Вот так из рассказа экскурсовода ожила перед паломниками история родной земли. А самое главное, что попали на службу, молебен святому Николаю Угоднику, панихиду по усопшим в храме святых мучеников Хрисанфа и Дарии.
Ипатьевский монастырь — один из первых не только в Костромской епархии, но и во всей России. Здесь практически нетронутым остался иконостас Троического собора, большинство икон которого написано в XVII-XVIII веках. Увидели паломники палаты бояр Романовых, 500-пудовый колокол, пожертвованный обители принцем Майклом Кенским — внучатым племянником последнего русского государя из рода Романовых Николая II, побывали в зале Церковного историко-археологического музея на территории монастыря, где собраны уникальные произведения церковного искусства, принадлежащие обители на протяжении более чем 400 лет.
А главное, что рядом с паломниками был отец Владимир, который что-то объяснит, на что-то обратит внимание. Как это было у резной иконы «Страшный суд». Простота общения, непринуждённость батюшки, его живой интерес ко всему окружающему передавались каждому паломнику, испытывавшему чувства единения, бодрости и духовной радости. Пять часов пребывания в Ипатьевском монастыре пролетели незаметно.
Посетили и Богоявленский Анастасиинский женский монастырь, где приложились к мощам новомученников, чудотворным иконам равноапостольного великого князя Владимира, Тихвинской и Фёдоровской Божией Матери. Побывали в Приволжске, где искупались в Волге и святом источнике в честь святителя Николая Угодника.
Возвратились домой не только обогащённые впечатлениями, но и укреплённые в вере и духовно обогащённые.