О церковных разводах

«Как нам развенчаться?» — приблизительно с таким вопросом обращаются к священнику венчанные супруги, уже оформившие гражданский развод. Что сказать на это? В Церкви нет развенчания. И только по великому снисхождению к немощи живущих ныне людей Церковь прекращает действие брака, но это не есть развенчание.

 Таинство венчания совершенное над молодоженами делает их брак — церковным. Это самая высокая степень брака, и в идеале такой брак нерасторжим «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мр.10:9). Но что делать, если люди самочинно расторгли свой брак, и примирение для них уже невозможно. Или, скажем, другая ситуация, когда совместное проживание становится невыносимым. Есть ли какие-то границы, за пределами которых возможно расторжение брака? Как Церковь смотрит на такие ситуации?

 Около 10 лет назад собранием духовников Владимиро-Суздальской Епархии был составлен документ, который благословил управляющий Епархией архиепископ Евлогий и он стал отправной точкой при решении вопросов о расторжении церковных браков. Вот его текст:

«В 1918 году Поместный Собор Русской Православной Церкви в «Определениях о поводах к расторжению брачного союза Церковью» признал в качестве таковых, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, также отпадения супруга или супруги от Православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к наказанию с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги или детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребства супругов, неизлечимую душевную болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим».

В настоящее время этот перечень оснований для расторжения брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованный хронический алкоголизм, или наркомания, совершение женой аборта при не согласии мужа.

Согласие на расторжение церковного брака не может даваться ради угождения прихоти, или для «подтверждения» гражданского развода. Впрочем, если распад брака является совершившимся фактом — особенно при раздельном проживании супругов, — а восстановление семьи не признается возможным, по пастырскому снисхождению так же допускается церковный развод.

Церковь отнюдь не поощряет второбрачия. Тем не менее, после законного церковного развода, согласно каноническому праву, второй брак разрешается невиновному супругу. Лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак, дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимий, наложенных в соответствии с каноническими правилами. В тех исключительных случаях, когда допускается третий брак, срок епитимий согласно правилам Василия Великого, увеличивается.

При принятии решения о церковном разводе выдается документ, назначается посильная епитимия, только при наличии документа о гражданском разводе.

При принятии решения о возможности преподать благословение на брак выдается документ только при наличии документа о «гражданском браке».

Этот документ только рекомендательный. Вопрос каждого церковного развода решается индивидуально. Для этого были созданы Дни Духовника.

Духовник Собинского благочиния протоиерей Владимир Трухачев осуществляет прием по субботам у себя на приходе с 13.00 до 15.00. По необходимости и в другие дни, по срочным вопросам лучше заранее позвонить.

Вот примерная схема действий, если венчанный брак распался, и это уже совершившийся факт.
Бывшие супруги приходят на прием к духовнику в указанные дни (лучше оба) и пишут прошение на имя управляющего Епархией архиепископа Евлогия. Хотя прошение пишет один из расторгнувших брак, здесь же письменно прилагается и согласие обратной стороны. Если на прием приходит один из бывших супругов, ему все равно не избежать встречи, со своим бывшим мужем или женой, потому что согласие другой стороны обязательно.
Распавшийся брак это беда, это трагедия, так, и только так, воспринимает Церковь распад семьи. И в этой трагедии в самой значительной степени виноваты именно супруги, которые стали бывшими. Необходимо осознание и признание этого. Поэтому последние слова прошения такие «… Прошу прощение за расторгнутый брак» — и это становится голосом обоих. Так же в прошении указывается краткая история отношений.

Когда такое прошение составлено, к нему прилагается копия Свидетельства о расторжении брака и Свидетельство о венчании (если оно было). Все эти документы предоставляются духовником в Епархию и Управляющий Епархией, рассмотрев эти документы, ставит на них всю резолюцию. Затем уже духовник выдает документ с резолюцией, на руки бывшим супругам.

Этот документ есть свидетельство Церкви о том, что действие брака между подателями прошения прекращено.

К сожалению, случается, что некоторые люди с нетерпением ждут этот документ, чтобы получив его снова прийти в церковь к священнику с просьбой о венчании.

В принципе вновь освятить в Церкви свой брак возможно. Если человек уже осознал свое прошлое, у него появилась достаточная мера серьезности, если он устоялся как прихожанин, тогда человек вновь приходит к Духовнику Благочиния и начинается новый этап испытания. А как это все происходит технически, человек узнает уже на встрече с духовником.